Путешествие в Юту

Вступление.
Река Колорадо
Идея съездить в Юту полазить по скалам возникла с полгода назад. Конечно скал и в Калифорнии столько, сколько за всю жизнь никому не перелазить , но зимой и весной почти все большие скалы еще под снегом, а в Юте весна - самое подходящее время для скалолазания, так как летом там жарко, а зимой холодно. Осенью там тоже хорошо, но осенью нет каникул, вернее они есть в конце ноября но это уже практически зима. А весной каникулы у Артема в середине апреля. Cкалы в Юте своеобразные, каких в Калифорнии нет. Несколько сотен миллионов лет назад там было море, и образовалось самое большое в мире отложение осадочных пород, так называемое Колорадское плато. Потом дно моря стало постепенно подниматься вверх, море ушло, и плато начало размываться водой и разрушаться ветром. В результате те места выглядят совершенно уникально и известны во всем мире своим неповторимым ландшафтом. Большой Каньон, Долина Монументов, Арки... это лишь некоторая часть тех красот. Мы уже были несколько раз в тех краях, но до того, как увлеклись скалолазанием, а в этот раз собрались не только поглазеть, но и полазить. Каких-то глобальных целей не стояло, так как с одной стороны, маршруты там, как правило, очень сложные, и большинство из них нам просто не по силам, с другой стороны, лазаем на природе только мы с Темой, и нужно было составить программу так, чтобы всем было интересно. Без учета дороги в оба конца у нас выходило 4 дня и было решено первые три дня посвятить в основном обзорной части и немного полазить, чтобы оценить и почуствовать скалы, а в последний день пролезть маршрут на несколько веревок на какой-нибудь из башен.

День первый.
В начале нашего путешествия мы решили один день покататься на лыжах, благо наш горнолыжный курорт находится практически по пути. Погода была весенняя, снег немного раскисший, но в целом покатались неплохо. В конце дня я принял участие в переезде бассейна, который в конце горнолыжного сезона вырывают у подножия горы, заполняют водой, и все желающие под ободряющие возгласы зрителей пробуют свои силы. В среднем примерно половина участников проезжает без проблем, некоторые даже эффектно окатыват зрителей брызгами, а половина по разным причинам тонет, погружаясь в холодную воду под сочуственные возгласы зевак, доставляя им при этом истинное наслаждение :-). Тема успешно проехал в прошлом году, а сейчас была моя очередь :-) Как и в прошлом году среди участников были пожарник с шерифом. Пожарник ехал во всей амуниции, с баллоном за плечами, маской на голове и включенным дыхательным аппаратом, разве что брандсбойта в руках не хватало :-). В прошлом году он видимо недостаточно разогнался и не смог переехать бассейн до конца, а в этом году учел прошлогодние ошибки и нормально проехал. Шериф был снова с пистолетом, переехал без проблем, правда, зачем-то поехал второй раз и упал, но мне показалось, что он это специально сделал, я только не видел, был ли пистолет при нем во второй раз или нет :-) Бассейн длиной метров 10, я переехал без проблем. Хотели снять на видео, но у камеры кончилась батарейка, жаль, так как кадры, особенно те, где народ тонул и выбирался из бассейна в мокрой одежде, были очень хороши :-). На следующий год договорились проехать вместе с Темой одновременно, взявшись за руки. Вечером поехали дальше на восток, проехали часов 5 и заночевали в мотеле.

День второй.
Соляные озера Юты
Почти весь день ехали, пейзажи за окном были скучные и пустынные, мы уже пару раз ездили по той дороге, так что было совсем неинтересно. Единственное заслуживающие внимания место на мой взгляд - высохшее соляное озеро, где ставят мировые рекорды скорости на автомобилях, мы и раньше там останавливались, но сейчас впервые увидели табличку, на которой об этом написано, а раньше я ее что-то не замечал. Сам участок, где проходят гонки, находится немного в стороне от трассы, мы бы к нему тоже съездили, но поворот уже проскочили, возвращаться было далеко, а на обратном пути ехали другой дорогой. Как-нибудь в следующий раз...
Delicate aрка
Под вечер доехали до города Моаб, который являлся нашей конечной целью и даже успели заехать в Arches парк и полюбоваться на закате на Delicate арку, которая является самым известным символом штата Юта. До самой арки нужно идти минут 40 в горку, но оно того стоит, особенно на закате, такое впечатление, что внезапно включают свет и все вокруг становится ярко-оранжевым. Это длится минут 5-10, потом солнце уходит за горизонт, и все гаснет. Ночевали в Моабе, который является туристическим центром и притягивает бесчисленное количество велосипедистов, любителей погонять по бездорожью на чем-нибудь с мотором, скалолазов и прочего народа с шилом в попе.

День третий.
С утра поехали посмотреть на место предполагаемой ночевки в палатке на берегу реки Колорадо, рядом со скалами, где мы планировали в том числе и полазить. Жить в палатке нам там как-то не захотелось, зато мы решили проехаться дальше вниз по Колорадо и по грунтовой дороге заехать в еще один парк - Canyonlands. Дорога была очень интересная, не очень сложная, но местами вырублена прямо в скалах, что очень впечатляло. Мы все обсуждали нужна ли там обязательно полноприводная машина с высоким клиренсом или можно проехать, например, на нашей легковой Honda Civic В итоге сошлись во мнении, что на чужом Цивике, попробовать проехать можно :-), только с собой нужно взять пару досок, чтобы в нескольких местах подкладывать их для переезда особо глубоких канав. Ближе к обеду приехали снова в Arches (благо там все рядом), при это освоили еще одну грунтовую дорогу, по которой даже на чужом Цивике было уже не проехать :-), но для нашей машины она проблем не представляла, и Тема там порулил. У него уже вполне неплохо получается, вот только до момента, когда его можно будет официально посадить за руль и учить, нужно ждать еще больше 2-х лет до его 15-тилетия. Залезли с Темой в парке простой маршрут на отдельно стоящую скалу, немного попозировав проезжающим мимо посетителям. Вечером заночевали в очень комфортном палаточном городке.

День четвертый.
Mesa aрка
Встали за час до рассвета и поехали в Canyonlands фотографировать Mesa арку через которую видно восходящее солнце на рассвете. Не смотря на ранний час и будний день, мы там были не одни, а еще был один фотограф с сынишкой лет 10-ти. Пофотографировав арку и виды на реку Колорадо, мы вернулись в палаточный городок, позавтракали и поехали снова в Arches. Там решили прогуляться пешком по тропе, которая проходит мимо почти 10-ти арок.
Landscape aрка
Сначала дошли до Landscape арки, которая является одной из 2-х самых больших естественных арок в мире. К сожалению, сфотографировать арку с той точки, с которой ее можно увидеть на множестве профессиональных фото, сейчас простым смертным нельзя. Дело в том, что раньше тропа поднималась вверх по склону до самой арки, но в начале 90-х годов (уже прошлого века) от арки отвалилсся здоровый кусок.
На тропе
Сама арка уцелела, и к счастью никто не пострадал, хотя один из посетителей парка даже запечатлел этот момент на пленку, но с тех пор тропа вверх по склону закрыта в целях безопасности. После Landscape арки тропа становится довольно сложной и местами просто включает в себя элементы скалолазания.
Navajo aрка
Дошли до Doble-O арки, было немного жарко, Максим порядком подустал, но в целом прогулка нам всем понравилось. Тема насчитал, что в этот день он увидел 16 арок. Вечером, уже выезжая из парка, сходили с Темой посмотреть на скалолазный маршрут, который нам показался интересным, и мы решили, что попробуем его залезть на следующий день. Ночевали в мотеле в Моабе, и Тема весь вечер проплавал в бассейне, благополучно в очередной раз "забыв" про уроки, которые ему задали на каникулы.

День пятый.
Один из маршрутов на берегу Колорадо
С утра немного полазили на скалах, которые находятся прямо рядом с автодорогой на берегу реки Колорадо. Место интересное с большим количеством трасс по 20-25 метров высотой различной сложности, вот только все впечатление портили грузовики, которые переодически проносились мимо по дороге буквально метрах в 5-ти. После обеда поехали снова в Arches и залезли тот маршрут, который мы разведали накануне. Залезли это конечно сильно сказано, так как он оказался нам не по зубам, и мне пришлось использовать наше снаряжение для страховки в качестве точек опоры, чтобы подняться и повесить верхнюю страховку. После этого мы его полазили уже с верхней страховкой. На закате решили съездить еще к одной арке, к которой ведет длинная (км 16) грунтовая дорога. Дорога была серьезная, особенно меня впечатлило одно место, где нужно было заезжать вверх прямо по крутой скале. Я по таким дорогам еще не ездил. Арка тоже была хороша, но мы не успели до заката, а в сумерках хороших фото уже не вышло.

День шестой.
Castleton Tower
Основная цель была залезть на башню - Castleton Tower. Это тоже один из символов Юты. На башню ведут несколько маршрутов, в том числе пара относительно простых, которые пользуются особой популярностью. От Моаба нужно ехать минут 25, потом около часа карабкаться по скальной тропинке к началу маршрута. Мы вышли относительно поздно, и в самом низу встретили 2-х возвращающихся скалолазов, которые сказали нам, что они откуда-то свалились, и на этом их восхождение закончилось. Видимых повреждений мы не заметили, наверное, просто пропал моральный настрой, либо они поняли, что выбранный маршрут им не по зубам. В любом случае это нас не смутило, и мы двинулись вверх к началу маршрута.
По мере того, как мы поднимались все выше, ветер становился все сильнее, и нас начали терзать сомнения, сможем ли мы залезть и стоит ли это делать при таком ветре. Но отступать очень не хотелось, и мы решили лезть. Сам маршрут оказался довольно интересным и нам вполне по силам. Залезли мы его без каких-либо проблем, а все приключения начались на спуске. Вершина башни представляет собой довольно ровную и плоскую площадку размером с половину хоккейного поля, которая со всех сторон обрывается вниз вертикальными стенами. Спуск возможен лишь по веревке, сдергивая ее за собой. Это оказалось не так просто при том ветре. Началось с того, что веревка не желала падать вниз, а улетала вверх метров на 10, приходилось ее бросать неразмотанную и распутывать уже в процессе спуска. При сдергивании, веревка тоже норовила куда-то улететь и застрять так, что мне 2 раза пришлось залезать на несколько метров вверх, вытаскивать ее из щелей, и потом спускаться вниз (что было не всегда просто). Но все закончилось благополучно, и мы засветло были внизу. Заскочили в последний раз в Моаб, забежали в магазин суверниров, купили пиццы и помчались в сторону дома.

День седьмой.
В пещере
Возвращаться домой решили другой дорогой, чтобы проехать еще через один национальный парк, в котором мы не были, и в котором есть пещера. Мы давно уже обещали Максиму сводить его в пещеру, и вот подвернулся подходящий случай. Никаких особых эмоций у тех из нас, кто был в настоящих пещерах, эта пещера не вызвала, но в целом она была довольно симпатичная, с кучей натеков и конечно Максиму очень понравилась, только ему не нравилось, что нельзя лазить по сторонам, а можно лишь ходить по бетонированным дорожкам. Нужно будет сводить его в настоящую пещеру. Потом долго ехали по безлюдным Невадским просторам, единственное интересное место было там, где дорога пересекала высохшее соляное озеро, и на одном краю его находилась огромная песчаная гора высотой почти 200 метров. По склонам этой горы народ ездил на всяких забавных моторизованных средствах, некоторые из которых напоминали машинки из кинофильма Кин-Дза-Дза. Планировали заночевать в мотеле, но поняли, что успеваем доехать до дома, и около 11-ти вечера прибыли домой. Все.